Искусство японских садов берет начало, по крайней мере, в 592 году нашей эры – со времен правления императрицы Суико. Существуют документальные подтверждения, свидетельствующие, что данный вид искусства процветал задолго до вышеуказанного периода, потому что те ранние сады были на редкость хорошо развиты и оформлены. Ранние сады уже включали в себя такие элементы, как живописные холмы, орнаментальные бассейны и многие другие декоративные моменты, характерные для японских садов современности.
Первый значимый виток развития в истории японских садов приходится на период Нара, датируемый 646-794 годами нашей эры, когда начался расцвет торговли с Китаем. Эти международные отношения привнесли в японскую культуру множество перемен, включая еще более витиеватое оформление садов при замках японской элиты того времени. Эти сады предполагали разведение животных, птиц и рыб для придания участку оживленного вида и использовались в качестве мест для проведения торжеств и пиршеств, популярных в высших слоях общества.
По мере угасания интереса к увлечению другими культурами в период эпохи Хэйан (784-1185 годы нашей эры), те, кто могли себе позволить обустройство собственного сада, проявили повышенный возобновленный интерес к традиционным японским обычаям и стилю. Эта перемена привнесла элегантную смесь китайских обычаев и японского стиля в сады, известные под названием Шинден. На планировку такого рода садов весьма существенное влияние оказали мифы и легенды, например, ручей должен был протекать обязательно по направлению с востока на запад, так как, согласно китайским учениям, восток является источником чистоты, в то время как именно на западе собираются все нечистоты.
До середины периода Камакура стиль Шинден претерпел немного изменений, до тех пор, пока дзен буддистские священники не начали создавать сады для медитативных целей, жертвуя их красотой и функциональностью в плане активного отдыха. Декоративные характеристики сошли на нет, уступив место необходимым для медитаций минимализму и умиротворению. Для садов этой эры характерно наличие камней, воды и вечнозеленых растений, не видоизменяющихся на протяжении всего года. Эта минималистическая теория была доведена до своего апогея в периоды Муромати и Хигашияма (1392-1573), когда единственным допустимым украшением сада стали камни. Такие сады, созданные в стиле монохромных ландшафтных картин, характерных для своего времени, как правило, характеризовались ассоциированием камней с природными объектами с точки зрения метафорического восприятия. Также именно в течение этого периода появилась новая тенденция в садоводстве - так называемый плоский прихрамовый сад или Хира-нива.
В течение периода Момояма , скорее в качестве ответной реакции на весьма скромные сады в стиле дзен, королевские сады вновь становятся пышными и даже роскошными. Они преисполнены холмов, водопадов и огромного количества различных растений. И все же истоки старой дзен традиции уходят в чайные сады. Также были изобретены сады, предназначенные исключительно для прогулок: особенности их конструкции заключаются в том, что они должны были мило и приятно смотреться под любым углом обозрения, а дорожки закладывались непосредственно в структуру сада, а не прокладывались по окончании его оформления. В результате, на сегодняшний день многообразие направлений в оформлении японского сада приятно удивляет. От каменных садов в стиле дзен до чайных садов или садов прогулочных искусство японского садоводства поражает элегантным сочетанием изящества и простоты.
Рассмотрим несколько реальных примеров японских садов
Райский сад
Гинкакудзи – храм серебряного павильона. Гинкакудзи изначально задумывались в качестве пенсионной виллы для сегуна Асикага Есимаца (1435-1490). После его смерти комплекс был преобразован в дзеновский храм Дзиоци. Есимаца был внуком сегуна Ашикага Есимицу. В честь деда и в попытке восстановить данное произведение искусства Есимаца планировал частями покрыть двухэтажное деревянное здание серебром. Хотя его намерениям не судилось быть претворенными в жизнь, сама идея прочно укрепилась в воображении японцев, и, в конечном счете, родилось название «Серебряный павильон».
В Гинкакудзи натуральный материал типа растений и деревьев контрастирует с укатанным песком. Это сочетание песка и растений интерпретирует отношения Дзен, Тао и Шинто. В философии дзен контрастные противоречия являются неотъемлемой частью бытия, если не его основой.
Сад Дзен
Реандзи – сад в стиле дзен. При упоминании самого слова сад любой из нас немедленно представит себе зеленый ландшафт, включающий в себя растения, деревья, кустарники, траву, цветы, поляну и так далее. Однако сады в стиле дзен не предполагают использования большого количества растительного материала и не содержат ни ручьев, ни рек. В этих садах есть лишь камни, гравий, песок и, возможно, несколько участков моховой поросли. Сухой сад уходит корнями в период Мурохами пятнадцатого века, как уже упоминалось ранее. Его физическая форма является прямым отображением дзен буддистской философии, духовного восстановления и вдохновения. Все в такого рода садах располагает к религиозной науке.
Сады в стиле дзен отображают дзеновскую дисциплину, так как весь сад сам по себе отображает индивидуальный внутренний мир и разнообразные мыслеформы. Копирование садов было строго запрещено. Их истинное предназначение заключалось в пробуждении силы воображения обозревателей. Обязательно присутствовала символика границ в виде высокой стены по всему периметру сада или же окружавших его камней.
Дзеновские священники периода Муромаки экспериментировали с различными методами проектирования каменных садов, и их знаменитые работы до сих пор лежат в основе садоводческого искусства в качестве неповторимых примеров садовой классики. Зачастую дзеновские священники по совместительству были еще и художниками и, как следствие, дизайнерами собственных садов. Одним из наиболее известных создателей садов стал Соами из Дайсон-инь, чьи стиль и дизайнерские уловки до сих пор можно встретить в садах современной Японии в той или иной интерпретации. Хотя его первоначальные работы, к сожалению, не сохранились в первозданном виде до сегодняшнего дня.
Главными элементами, используемыми в такого рода садах, являются собственно земля и природные компоненты. Любой камень, растение, дерево или песчаная насыпь имеют особенное значение и интерпретацию даже в стиле расположения.
Вдобавок к природным элементам могли присутствовать некоторые архитектурные формы, созданные уже человеком. Мосты, тропинки и фонари – частые «гости» садов в дзеновском стиле. Деревянные и каменные фонарики предпочтительнее металлических, так как в основе дзеновского сада лежит идея естественности, умиротворенности и сбалансированной окружающей среды, достаточно тихой, чтобы располагать к медитации.
В японские сады в стиле дзен не так просто попасть, особенно, когда речь идет и песчаных участках – песок поддерживается в идеальном порядке. В таких садах он символизирует воду, и эти участки замысловато оформлены в виде кругов, отображающих естественную циркуляцию воды. Это видно невооруженным взглядом даже с весьма значительных расстояний.
Символичные элементы и их значения в садах в стиле дзен:
- ворота, заборы, веревки, тканевые заграждения и своего рода баннеры служили символичными разграничителями пространства.
- непосредственно сад был символом человеческой деятельности, точнее ее результатов.
- песок символизировал воду.
- камни, как вы уже поняли, - это основополагающие элементы в японском саду. Они даже гораздо важнее деревьев по своей символичности. Наверное, это обусловлено мощным стремлением к обретению вечной жизни, в то время как камни и являются символом вечности в живой природе. Также камни отождествлялись с рождением, что, скорее всего, объясняется их приближенной к фаллической формой. Веками особенной ценностью наделялись камни с гор неподалеку от Киото. Красивые камни особенно ценились, вплоть до того, что передавались из поколения в поколение военными командирами. В классическом японском садовом дизайне довольно успешно сочетаются разные виды камней.
- горы ассоциировались с силой и желанием или ощущением спокойствия. В ориентальном восприятии под горами имеются в виду возвышения или острова.
- насыпи белого песка символизировали чистоту и непорочность.
- черепашьи панцири означали долголетие.
Чайный сад
Кинкакудзи – Храм Золотого павильона. После захвата власти в Японии в 1338 году и сохранении контроля над страной в течение ста пятидесяти лет семья Ашикага перенесла Киото, превратив его в частную собственность. Ашикага удалось возродить торговые традиции с Китаем, которые на протяжении долгих веков были прекращены. В течение этого периода в Японию ворвалась вторая волна китайской культуры –на этот раз с ярко выраженным влиянием династии Сун. Семья Ашикага были покровителями дзен буддистской секты и, соответственно, искусства, что возымело значительное влияние на японскую культуру. Хотя Ашикага Йошимитсу (1358-1408) был третьим сегуном в своей семье, он был первым реально заинтересованным в искусстве и культуре сегуном в принципе. Свои идеалы он перенял от артистов, поэтов и дзеновских священников, успевших посетить Китай и воспевавших идеалы династии Сун и хейаньского периода в Японии, он построил себе уголок в Киото, прозванный Кинкадзи, Храм Золотого павильона незадолго до его официального выхода на пенсию в 1934 году.
Архитектурная форма павильона была перенята от династии Сун. Это сплошная форма, составляющими которой являются павильоны и здания, изображенные на картинах того периода. Павильон представляет собой сочетание японских и китайских форм, хотя смешение было столь неявным, что после окончательного профессионального анализа он все же причислен к японскому стилю.