Сад в японском стиле – это символическое представление природы самой по себе. Настоящий сад в японском стиле создается по строгим правилам. Японские сады эволюционировали не одну сотню лет. Большое влияние оказала на них японская религия – синтоизм. Оба эти фактора редко учитывают садоводы, пытаясь создать сад в японском стиле за пару дней.
На самом деле сад в японском стиле – это не просто японский клен да каменный фонарь на фоне волн из гравия.
Многие люди ощущают успокаивающую силу, глядя на сад в японском стиле. И именно это ощущение единения с природой и безмятежности они хотят почувствовать в своем саду, когда объявляют родственникам и друзьям, что планируют создать «сад в японском стиле». В подобной ситуации люди обычно просто стремятся создать пейзаж с определенным настроением. А для этого зачастую достаточно просто внести некоторые элементы японского сада.
Как сильно японский стиль повлияет на ваш сад – решать вам. Часто люди ограничиваются лишь бамбуковым экраном и парой японских кленов. Красота и успех сада в японском стиле заключаются в том, что этот узнаваемый пейзаж можно создать так легко и быстро.
Но простота такого сада – не единственное его преимущество. Такой сад можно создать практически везде, и он не требует особого постоянного ухода, например, прополки.
Гравий в японских садах символизирует воду, текущую между каменных островов. Волны из гравия, находящиеся в постоянном движении, контрастируют с поражающим спокойствием и неподвижностью камней, расположение которых тщательно продумано.
Тропинка может символизировать долгий путь с преодолением множества препятствий.
Часто используется при создании японского сада бамбук. Его большие стебли не только эффектно смотрятся, но и могут продержаться много лет. Бамбук можно использовать для низких изгородей вдоль тропинок и площадок, покрытых гравием.
Частый элемент сада в японском стиле – вода. Движущаяся вода, типа ручьев и водопадов, используется редко. Куда более распространенным вариантом украшения японского сада являются водоемы, то есть вода, которая практически не движется. Спокойная водная гладь помогает в создании созерцательного настроения, создает отражение, как буквально, зрительно углубляя окружающий пейзаж, так и фигурально – вызывая саморефлексию.
Есть разные виды японских каменных фонарей, каждый из которых имеет свое значение. Например, пьедестальные фонари ставят рядом с водоемом, чтобы они, как бы продолжаясь, отражались в воде. Пагоды - большие и величественные – доминируют над пейзажем.
Поставив рядом с водоемом японский фонарь, вы вряд ли сможете удержаться и не сделать еще и ярко-красный японский мостик, который всегда привлекает внимание. Мостик не обязательно должен быть большим. Большинство из них ставят над узкой бухточкой. Это создает иллюзию, что за ним скрывается приток реки.
Японские сады изобилуют японскими металлическими украшениями, которые должны быть простыми и выделяющимися. Они не понадобятся вам, если вы предпочитаете каменные фонари, разве что сад ваш настолько большой, что те и другие можно поместить отдельно друг от друга. Дело в том, что взятые вместе, например, бронзовые птицы и каменные фонари создают слишком мощный образ, чтобы вписаться в один и тот же пейзаж. Ведь самое важное – это сохранить внутреннюю простоту японского сада.
Немного истории
История показывает, что сады, как правило, делались по заказу высших классов: аристократии, монахов, политиков и бизнесменов – для различных целей, от развлекательных до религиозных. Эволюцию японских садов можно увязать со сменой исторических периодов, культурные и религиозные особенности которых отражались в различных типах садов. Некоторые из следующих типов уже канули в лету, другие же популярны и по сей день.
Ранняя Япония (до 794)
Первым видом японского сада было какое-либо священное место, которое люди покрывали галькой. Такие сады обычно создавались возле синтоистских храмов.
Принятие китайской культуры и буддизма в 6 веке сильно повлияло на стиль японского сада. Сады создавались во дворцах для отдыха и развлечения императора и аристократов. В качестве элементов сада стали использоваться водоемы и буддистские элементы. К сожалению, эти сады до нас не дошли.
Период Хэйан (794-1185)
В относительно мирный период Хэйан аристократы стали уделять много времени искусству. Они создавали сады синдэн – большие сады для вечеринок и отдыха, к примеру, рыбной ловли и катания на лодках. В этих садах были пруды и острова, соединенные арочными мостами, под которыми могли проходить лодки. Эти сады также не дошли до нас, но многие из них позднее стали частью более крупных садов.
В конце этого периода в Японии распространился Буддизм Чистой Земли, религия, обещавшая попадание в Западную Чистую Землю, то есть рай. Сады должны были быть похожими на буддистский рай. Так же как и в садах синдэн основным элементом был большой пруд с лотосами и островками.
Периоды Камакура и Муромати (1192-1573)
В период Камакура власть в стране перешла от аристократии к военным. Военные правители приняли дзэн буддизм, оказавший сильное влияние на стиль японских садов. Сады чаще создавали при монастырях для медитации и в религиозных целях, чем просто для отдыха.
Сады стали меньше и проще, хотя и сохранили все основные элементы: водоемы, островки, мостики. Стало четко выраженным стремление к минимализму, когда сад создавался исключительно из камней, гравия и песка. Многие сады этого типа все еще сохранились при монастырях.
Период Момояма (1573-1603)
В этот период чайные сады, создаваемые специально для чайной церемонии, достигли пика своей популярности.
Чайные сады простые и практичные. Ступенчатая дорожка из камней идет от входа к чайному домику. Каменные фонари одновременно и освещают и украшают дорогу. Чайные сады и сегодня встречаются как часть больших японских садов.
Период Эдо (1603-1867)
В этот период любовь правящего класса к разного рода причудам и развлечениям привела к отходу от минимализма периода Муромати. В результате этого появились огромные сады для прогулок с прудами, островками и искусственными возвышенностями. Видами можно было наслаждаться, гуляя по круговой тропинке. Такие сады включали и элементы чайного сада. Сейчас такие сады можно увидеть за городом. В городе же популярность приобрели приусадебные сады цубонива. Эти маленькие садики (цубо – площадь в 2 татами) занимали двор или пространство между домами. Из-за своего размера они вмещали лишь несколько декоративных элементов и были предназначены исключительно для созерцания. Такие сады популярны и по сей день среди людей, желающих иметь садик, но не располагающих достаточным количеством места.
Современные сады
В эпоху Мейдзи Япония стала на путь быстрой модернизации, влияние западной культуры становилось все заметнее. Строятся парки в западном стиле, а бывшие частные сады открываются для публики. Японские сады стали вбирать в себя элементы западной культуры, такие как цветочные клумбы и газоны.