С древних времен растение широко использовалось в медицинских целях. Белладонна тогда уже считалась ядовитым растением, необыкновенно распространенной. Теофаст и Диоскорид первыми открыли ее целительные и в то же время ядовитые характеристики. Они назвали ее сумасшедшим растением. Это было еще в первом веке до нашей эры.
Древнегерманские племена были укомплектованы бойцами-берсерками, которые, одевая медвежьи шкуры, перед боем всегда выпивали напитки на основе белладонны. Белладонна тогда была обитателем бамбуковых лесов. Она провоцировала мощное возбуждение у воинов, которые начинали бесстрашно идти на врага.
Медики восточных государств применяли данное растение как наркотическое средство, добавляя в него индийскую коноплю, усыпительный мак и болиголов – это было около двух с половиной тысяч лет назад.
В одном из научных трудов, относящихся еще к 1504 году, белладонну назвали пасленом смертельным. На протяжении Средних веков применение сока белладонны было исключительно в качестве яда. К примеру, шотландцы убивали датчан именно при помощи сока данного растения. Австрия восемнадцатого века стала свидетельницей такого огромного количества отравлений белладонной, что правительство было вынуждено прибегнуть к изданию нескольких документов, подробно описывающих действие данного растения. В 1813 году близ немецкого городка Пирна многие бойцы армии Наполеона отравились, употребив ягоды белладонны в пищу.
Ягоды растения имеют и ярко выраженный галлюциногенный эффект, благодаря чему ее считали магической травой – древние колдуны и маги применяли белладонну для изготовления своих снадобий. На протяжении тринадцатого-четырнадцатого веков европейские дамы привечали так называемую ведьмину мазь: после употребления напитка на основе белладонны и намазывания всего тела этой мазью они впадали в состояние эйфории, которая считалась невероятным магическим действом. Они и вправду были уверены, что с помощью данных средств им удастся побывать на настоящем ведьмином шабаше – видимо. Благодаря чувству полета, которое им помогала испытать эта непростая ягодка.
Дамы, считающие себя колдуньями, выпивали экий напиток либо натирались мазью, после этого испытывали небывалые чувства (полета, стремительного перемещения в пространстве, зрительных, обонятельных и слуховых галлюцинаций) и имелись убеждены в их действительности, они считали, что вправду зачисляют роль в шабаше.
Знаменитому алхимику и доктору Парацельсу принадлежит высказывание, что белладонна – это прямой путь к безумию. Средневековые лекари считали, что белладонна способна побороть такие недуги как бессонницу, эпилепсию, ночное недержание мочи, холеру, подагру, коклюш, заболевания желудочно-кишечного тракта, а также кожные и венерические заболевания.
В шестнадцатом веке начались опасные испытания воздействия белладонны на человеческий организм на перступниках. Дамам Венеции также пришлось столкнуться с эффектом белладонны, которая, по их мнению, помогала усилить блеск их глаз. Анальгетические же свойства данного растения были открыты лишь в 1860 году.
А в 1831 году из корней растения были выделены кристаллический гиосциамин и атропин, являющийся его изомером.
В 1868 году считалось, что атропин незаменим в лечении бронхиальной астмы. И только намного позже спектр противоастматических средств расширился в достаточной степени, чтобы атропин перешел на второстепенную роль.
На сегодняшний день белладонна все еще применяется в медицине, в частности, для борьбы с параличами, провоцирующими утрату речи, артритами, радикулитами, ревматизмом, а также заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Французы с ее помощью побеждают мигрень, неврозы, невралгии внешнего нерва, болевые ощущения, нервные тики, эпилептические припадки, запоры, истерию,хорею, столбняк, боли в желудке, пищеварительные, печеночные, а также очечные колики и даже энурез. Настойка на ягодках белладонны весьма эффективна для лечения дизентерии, а экстракт корней белладонны очень хорош для преодоления болей при подагре, ревматизме и невралгиях.