Большинство горожан предпочитает ходить за покупками в крупные сетевые маркеты, полки которых ломятся от разнообразных товаров, среди которых лидируют овощи. Изобилие и удобство расположения в шаговой доступности манит покупателя.
Неумолимая статистика утверждает, что количество покупателей в маркетах растет год от года. По сравнению с 2011 годом число посетителей больших магазинов выросло на 6,6%. Крупные торговые сети раскинули щупальца по всей стране, достигая самых глухих уголков. Супермаркеты вытесняют мелкие розничные магазины. Практически не найти специализированных точек по продаже только молочных продуктов, рыбы, хлеба, а также небольших гастрономов.
Следуя букве статистики, Минпромторг предложил упразднить сельхозрынки и нивелировать из законодательных документов само понятие рынка по продаже сельскохозяйственной продукции, а также лишить фермерские хозяйства привилегий по розничной и мелкооптовой торговле на универсальных рынках.
В настоящее время действует закон «О розничных рынках», разрешающий фермерам продавать фрукты и овощи на рынках с колес. При этом руководство универсальных рынков должно выделять для фермеров не менее 50% торговых площадей.
В Министерстве сельского хозяйства выступают категорически против упразднения сельхозрынков, являющихся единственной площадкой для реализации продукции небольших фермерских хозяйств.
Малым подворьям невозможно обеспечить выполнение договора на поставки овощей и фруктов крупным торговым сетям, а открывать собственный магазин экономически нецелесообразно. Можно попытаться сдавать зелень в овощные магазины, но сделать поставки ежедневными и в большом объеме мелким фермерам не под силу.
Разнообразие товаров на полках гипермаркетов – не показатель благополучия. Два кризиса 2008 и 2013 годов снизили покупательную способность россиян, вынужденных тратить 60% доходов на еду.
Горожане ищут дешевые продукты, чтобы сократить траты. Крупные ритейлеры идут навстречу, снижая цены за счет больших объемов реализации и оптовых закупок. 70% покупателей сообщили, что предпочитают супермаркеты.
Снижать цены на дорогую продукцию могут позволить себе ведущие игроки рынка, но так ли все замечательно? Чтобы уменьшить себестоимость продукта, нужно использовать дешевое сырье, вкусовые добавки, красители, заменители. В итоге красочная упаковка нередко скрывает суррогат.
Независимые проверки показали, что 70% продуктов питания на полках являются фальсификатом. Лидером среди эрзацев выступают молоко и его производные – сыры, масло, творог, сметана, прочее. Животные жиры в этих товарах заменены растительными и далеко не лучшего качества.
Минсельхоз несколько раз выпускал технические требования к производителям, пытаясь ограничить производство суррогатов. Формуляр предписывал указывать на упаковке наименования со словом «продукт», если используются заменители. Однако эффективно противостоять фальсификации пока не удается.
Именно поэтому большинство горожан предпочитают выращивать домашние овощи и фрукты на своих дачных участках. Дача по-прежнему остается кормилицей россиян и поставщиком чистых органических продуктов.