Сразу хотелось бы подчеркнуть, что речь идет о заграничных тюрьмах, но мы все же смеем надеяться, что и в нашей стране приживутся столь замечательные традиции.
Взять, к примеру, тюрьму в Дартмуре. Внутренний двор оборудуется таким образом, чтобы его продуктивность для заключенных была максимальной.
Да и вообще заграничные тюрьмы уже давно не те, что были раньше. В наши дни акцент делается на реабилитации, а не наказании как таковом. Неудивительно, что тюремные садовые участки медленно, но верно завоевывают популярность.
В конце концов, садоводство – истинный инструмент благодатного времяпровождения. Разве не оно заставляет нас отвлечься от повседневной рутинной суеты? А какое еще занятие способно сделать нас настолько безгранично терпеливыми?
Тюремные дворы в Дартмуре представляют собой ярчайший пример грандиозного садового реабилитационного проекта современности. В 2006 году офицеру тюрьмы Ивану Джаду пришла в голову идея переоборудовать участки двора, отведенные под бесцельные прогулки и занятия спортом (номинально) заключенных в овощные садовые участки, обрабатываемые непосредственно жителями мест не столь отдаленных. Джаду удалось связаться с Бизнес Сообществом, которое помогло ему впоследствии связаться с координаторами проекта Эдем – ботанического сада в Великобритании, графство Корнуолл. Проект поражает своим великолепием: Эдем включает две оранжереи, в основе которых лежат геодезические купола – по несколько на каждую оранжерею. Двадцать два квадратных километра стали пристанищем для растений буквально со всего мира! Биомы на территории оранжерей целиком воспроизводят климат влажного экваториального леса и средиземноморского побережья. Сотни шестиугольников и несколько пятиугольников скрепляют всю конструкцию куполов. Материал – прочнейший светонепроницаемый пластик. Как вы понимаете, проект грандиозен. И именно ландшафтный архитектор Эдемского сада, Джейн Найт помогала дартмурцам обрести уютные садики вместо хмурых тюремных подворий.
До ее вмешательства тюремные гудронированные дворы выглядели серыми и угрюмыми. Задумка Найт была довольно рискованной, хотя она действительно вложила душу в проект тюремного мультисезонного сада. Практический же аспект воплощения проекта в реальность оказался несколько сложнее. Найт с горьким смехом вспоминает, как мучительно долго длился процесс утверждения заказов даже элементарного садового инвентаря и рабочей одежды для заключенных.
Казалось, этому не будет ни конца, ни края. Гравий, дерево, почва и прочие материалы вносились на территорию тюрьмы через маленькую дверь в самом конце участка, отведенного под будущий сад. Но к 2007 году были достигнуты первые успехи: наконец, появились первые оформленные высокие грядки, гудрон был заменен гравием, а в сплошных стенах появились решетки, обеспечивающие больший доступ света.
Найт искренне считает, что тюремные сады помогли заключенным раскрыть свои «похороненные таланты». Многие проявили удивительные способности к садоводству. В частности, один из заключенных создавал истинные дизайнерские шедевры при помощи почвопокровных растений. Найт вспоминает, как предложила всего лишь в качестве идеи соорудить холодные теплицы вдоль тюремных стен, и уже в течение нескольких дней заключенные по собственной инициативе предоставили ей собственноручно изготовленные заготовки удивительной красоты. Было очевидно, что эта работа доставляет им искреннее удовольствие. Они радовались, словно дети, и откровенно гордились своими достижениями.
С тех пор прошло семь лет, и каждый год лишь доказывал, что все усилия не пошли насмарку. Ни один заключенный Дартмура уже не представляет эти стены без садовых участков. Еще бы! Яркие цветы и пение птиц – разве это описание подходит для тюремного двора? И, тем не менее, это именно так. Но одними цветами заключенные не ограничились.
Теперь на тюремной территории заботливо обустроены отдельные высокие гряды с кабачками, паттисонами, салатными культурами и брокколи. На другом участке растут исключительно ухоженные фруктовые деревья, причем формирующая обрезка здесь – далеко не редкость, а скорее, правило. Но главной гордостью заключенных все же является участок, который они называют уголком умиротворения. Посреди вишневых деревьев, цветущих кустарников, лилейников и карликовых хвойных пород расположен небольшой пруд, окруженный тщательно подобранными посадками ириса. Вода подается в виде небольшого фонтана, а рядом с водоемом установлены декоративные садовые сапоги. Идея такого водоема принадлежала одному из заключенных, но, к сожалению, пока он дождался разрешения на ее реализацию, срок отбывания наказания уже подходил к концу, так что ему удалось закончить дизайн лишь наполовину.
Дорабатывать пруд пришлось другим заключенным, отчего он, конечно же, не стал ни на йоту хуже. Вообще такое явление весьма распространено: приходит новый заключенный, придумывает что-то новое, получает разрешение на реализацию, начинает воплощение проекта в жизнь и оставляет его доработку новым людям. Так уж повелось в этом заведении, где 45 заключенных находятся в течение двух лет, проходя подготовку к возвращению в социум.